Видео ката киокушинкай карате

Ниже приведены ссылки на рекомендуемые видеозаписи выполнения ката. Авторские права на все материалы принадлежат их непосредственным создателям.

назад

Ката

В переводе с японского «ката» означает «форма» или «формальное упражнение». В восточных боевых искусствах специальные комплексы приемов на протяжении веков были одним из ключевых методов овладения мастерством. Выполнение формальных упражнений ката совершенствует комбинационную и базовую технику, способствует развитию чувства пространства, улучшению периферийного зрения и постановке дыхательного контроля. В то же время ката является техническим искусством исполнения каратэ и рассматривается в качестве систематически организованных серий защиты и нападения, выполняемых по заданной симметричной схеме в определенной последовательности, при условии максимального умственного и физического сосредоточения и направляемых против воображаемых противников (одного или нескольких). Результаты упорных тренировок многих поколений мастеров восточных единоборств подтверждают пользу и значение ката. Они проделали огромную работу, создавая схемы и комплексы движений ката на базе духовного и эмоционального опыта, накопленного в многочисленных личных поединках. Во многом благодаря именно ката техника каратэ сохранялась и передавалась от поколения к поколению.

Считается, что ката в период возникновения и на начальном этапе распространения карате названий не имели и получили их, как знаки различия, позднее, когда количество ката стало увеличиваться. Ряд ката связаны с именем автора – создавшего их мастера. Сохранившиеся письменные источники достоверно свидетельствуют, что, например, ката Ваншу возникла в 1683 году на Окинаве, когда в королевство Рюкю с официальной миссией прибыл посланник Китая Вань Шу. Ката Кусянку получила свое название в честь военного представителя Китая Ку Сянку, который в 1756 году обучил этой ката японцев («Кусанку», «Косёкун», «Косокун» - при использовании других вариантов прочтения иероглифов). Распространение карате на территорию Японии с Окинавы сопровождалось переименованиями многих ката. На японские были замены многие китайские названия: Эмпи (Ваншу), Хангетцу (Сэйсан), Тэкки (Найфанти), Ганкаку (Чинто), Канку (Кусянку) и другие. Процесс изменения и совершенствования ката обусловлен творческой работой учеников великих мастеров. Так, например, существуют различные варианты ката бассай в разных стилях, существенно отличающихся между собой, но изначально был только один бассай, созданный мастером Мацумура. Впоследствии его учениками были составлены различные версии этой ката, изучение которых позволяет улучшить понимание и технику карате.
Ката – это своего рода «форма», внешне отображающая внутреннее содержание. В эту форму «отливается» техника карате. Отличие ката от кихона состоит в том, что работа в кихоне подразумевает взаимодействие только с одним противником, тогда как ката – это в определенном смысле «хореографические» комплексы боя с несколькими противниками. Каждая ката представляет собой комплекс, предназначенный для показа и тренировки особых движений. В процессе выполнения ката происходит отработка различных задач: техники ударов, блоков и перемещений, стоек, дыхания, ритмичности, остроты реакции, точности движений и многие другие. В ката собираются различные приемы, как защиты, так и нападения. Поэтому понимание смысла ката имеет большое значение для их правильного выполнения.
Различные школы или стили обладают определенными наборами классических ката (формальных комплексов), которые соответствуют определенным ступеням мастерства. Поэтому ката подразделяют на «ученические» ката и «мастерские» ката. Основное внимание в ученических ката уделяется самой «схеме» движений и правильному выполнению технических действий. Они могут казаться сравнительно простыми, но, в то же время, воплощают достоинство и стройность композиции. В более сложных мастерских ката, большее внимание уделяется правильности дыхания, чередованию напряжения с расслаблением, точности движений и их ритмичности, а также концентрации энергии. Также, используется условное деление ката на медленные и быстрые, «дыхательно-энергетические» и силовые.
Большое значение в выполнении ката отводится общей динамике тела и следованию ее принципам, правильному исполнению технических приемов, пониманию смысла движений, мощи и концентрации, перемещению, целостности и темпу.
Во всех ката передвижение осуществляется в соответствии с определенным рисунком (эмбусэн). Отражение воображаемых атак с 4-х или 8-ми направлений допускает возможное изменение рисунков ката. Как уже отмечалось, каждая ката имеет название, которое облегчает запоминание и передает ее характер. Например, «хэйан» в переводе обозначает «миролюбивый», «эмпи» переводится как «летящая ласточка», «хангетцу» обозначает полумесяц, перевод «ганкаку»: журавль на скале, «дзюттэ» - десять рук, ката дзион получила название храма, бассай обозначает проникновение в крепость, а также ката, которые получили названия в честь создателей, - например Ваншу, Кусянку. В карате киокушинкай одним из обязательных ката является, например, Тенсё. М. Ояма, основатель стиля киокушинкай, говорил: «Человек, который тысячи раз сделал ката Тенсё, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя».
Регулярные тренировки ката способствуют развитию силы, подвижности, координации, способности управлять своим телом. Поэтому, понимание значения всех движений в ката с самого начала является важным элементом их выполнения, так же как и способность представлять действительное нападение противников. Навыки, приобретенные в ката, должны играть важную роль в спаррингах с реальными противниками. Изучение ката осуществляется поэтапно. Например, ката Хэйан развивает, в первую очередь, базовую технику, уверенность в движениях, способствует развитию ориентации в пространстве. Тэкки (в переводе - «железный всадник») формирует чувство «хара» и вырабатывает осознание принципа «трех волн», способность к удержанию низкого и прочного центра тяжести, развитию навыков работы на близких дистанциях, применению одновременно блокирующей и атакующей техники. Бассай способствует развитию сильного боевого духа и мощи движений, бесстрашия и решительностя. Канку развивает выносливость, формирует способности к быстрой смене направления движений, чередованию мягкости и плавности с силой и скоростью. Санчин представляет собой, прежде всего, дыхательно-энергетический комплекс, используемый для развития силы и прочности мышц, устойчивой позиции и умения держать удар. В Санчин воля и тело должны объединяться в одно целое. Ката хангетцу координирует дыхание с круговыми движениями рук и ног при передвижениях. Наибольшая сложность в изучении хангетцу - чередование медленных и быстрых приемов передвижений в стойках. Эмпи способствует наработке навыков быстрой смены движений. За гармоничными, плавными и спокойными движениями ката Дзион скрыт воинственный и яростный дух. Эта ката развивает навыки смены стоек, скольжения стоп и различных поворотов.
Кроме составных элементов каждой ката, при разучивании на счет, для всех комплексов характерны общие открывающие и закрывающие элементы. Они являются «обрамлением» каждой ката и запускают режимы сосредоточения, перехода в состояние готовности и выхода из состояния воображаемой борьбы в конце. Все формальные комплексы ката начинает и заканчивает положение готовности – «фудо дати». Элементы ката выполняются в соответствующем порядке по командам. Каждую ката:
– начинает и заканчивает поклон стоя – «ритсу рэй»;
– заканчивают строго в той же точке (эмбусен), в которой было начато выполнение;
– должно сопровождать, как правило, несколько киай;
– составляет последовательность строго определенного количества движений (изменение которых запрещается) вложенная в заданный временной интервал, отводимый на исполнение этой ката.
Полное владение любой ката требует той глубины знаний и практики в ее исполнении, которая позволяет переходить на следующие ступени мастерства, позволяющие изучать более сложные ката, и предполагает:
– правильное и четкое выполнение всех входящих в данную ката элементов;
– соблюдение правильности стоек и осанки при перемещениях тела в пространстве;
– правильная техника дыхания, напряжения и расслабления, навыки понижения центра тяжести и работы «хара»;
– непрерывное удержание «зансин» (предельной концентрации на воображаемом противнике), способность к передаче боевого духа выполняемой ката;
– соблюдение ритма и времени ката;
– понимание терминологии движений, используемых в ката, а также их практическое использование в бункай-ката;
– навыки выполнения конкретной ката не только в прямом, но и в зеркальном (обратном) направлении «ура кама».
Только при достижении соответствия всем вышеперечисленным требованиям допускается переход к изучению следующих ката.

Аттестация на пояса

Аттестационные требования и нормативы
в карате киокушинкай

Клуб входит в Московскую Городскую Федерацию Киокушинкай Каратэ-до (IKO1), организующую проведение аттестационных экзаменов несколько раз в год в соответствии с правилами Ассоциации Киокусинкай России.
Аттестационные нормативы на кю-тесты

Этикет в зале

«Воинский путь начинается с этикета и заканчивается этикетом»

Масутацу Ояма


Соблюдение этикета в карате киокушинкай является одним из ключевых катализаторов воспитания сознания и внутренней эволюции ученика.
терминология
правила поведения в додзё